Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека (по Н. Ф. Добрынину).

Внимание

Общеизвестно, что человек постоянно находится под воздействием массы различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно. Любая деятельность человека требует от него выделения объекта сосредоточения внимания на нем.
Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека (по Н. Ф. Добрынину). Под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью — углубление в данную деятельность. Подобно памяти внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, если опираться на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса (или стороны какого-либо психического процесса: например, сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (например, состояние сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность) (Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии, 2003).
Классификации видов внимания В зависимости от уровней психической регуляции выделяют следующие виды внимания: - непроизвольное - обусловлено как физическими характеристиками стимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т. п.), так и значимостью стимула для человека. - произвольное - если направленность и сосредоточенность внимания человека связаны с сознательно поставленной целью. - послепроизвольное - в этом случае сознательное выполнение какой-либо задачи сопровождается, как говорит Добрынин, поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий.
Характеристики внимания: - объем - количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. - избирательность – выбор из множества сигналов только некоторых. Количественный параметр избирательности внимания – скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, качественный показатель – точность. - устойчивость - это способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Характеристиками устойчивости внимания являются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. - концентрация - определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех. - распределение свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления78
длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами. - переключение - представляет собой перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.
Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому.
Таким образом, внимание — это такой психический процесс, который играет важную роль в развитии личности, воспитания в нем дисциплинированности, ответственности. Внимание дает возможность человеку познавать окружающий мир, во всем его многообразии.
Внимание играет важную роль в решении повседневных задач, начиная от выполнения домашних дел до взаимодействия с окружающими людьми. Умение сосредотачивать внимание помогает эффективно решать проблемы, избегать опасных ситуаций и общаться более продуктивно. Внимание также играет значительную роль в разрешении конфликтных ситуаций и взаимодействии с товарищами по учебе. Способность слушать и понимать точку зрения других людей часто зависит от уровня внимания.
В учебном процессе, внимание необходимо для более эффективного и успешного обучения. Оно позволяет ученикам оставаться внимательными во время уроков, понимать материал, воспринимать данные и решать задачи. Способность удерживать внимание на задаче — ключевой аспект в выполнении школьных обязанностей и достижении успехов в учебе.
Внимание и память играют ключевую роль в образовании детей, поскольку они представляют собой фундаментальные когнитивные навыки, необходимые для успешного обучения и усвоения знаний.
Важность развития внимания и памяти в детском возрасте неоспорима. Психология этих процессов играет центральную роль в успешном развитии ребенка как интеллектуально, так и эмоционально. Используя лучшие практики воспитания и психологические принципы, родители могут оказать значительное влияние на развитие внимания и памяти у своих детей, даря им основу для будущего успеха в учебе и жизни.