«Зов предков»
Пояснительная записка.
Актуальность программы:
Танцы, носившие некогда ритуальный, обрядовый характер, сейчас утратили своё значение и почти забыты. Фольклор народов Севера, продолжает жить, развиваться и приспосабливаться к новым условиям. Возникла необходимость, в учебном процессе ДХШ, получать детям знания по исполнительскому мастерству, манере, лексике танцевальных движений народов Севера. Новизной программы является комплекс тренировочных упражнения на создание образов, подражание животным, птицам, рыбам, растениям. Знакомясь, с обычаями и традициями народов Севера, обучающиеся обогащаются новыми знаниями, приобретая пластичность в движениях, развитие координации, чувства ритма, музыкальности и техники исполнительского мастерства в целом.
Цель программы:
Данная программа направлена на популяризацию народной хореографии и сохранение культурного наследия коренных и малочисленных народов Севера, его реализация позволит создать творческое пространство для изучения и использования опыта постановки и исполнения танцев коренных и малочисленных народов Севера для воспитанников детской хореографической школы.
Программа включает освоение уникальных художественных технологий и творческих приемов, которые обогатят знания участников образовательного процесса, об особенностях культуры коренных и малочисленных народов Севера, помогут усовершенствовать навыки исполнительства и трансляции национальных ценностей посредством хореографии для широкой аудитории зрителей.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить навыкам танцевального мастерства;
- сформировать музыкально-ритмические навыки;
- научить работать с бисером (вышивка)
-различать лексику разных народностей (корякский т-ц, эскимосский т-ц, чукотский т-ц, эвенский т-ц);
-сформировать систему знаний, умений, навыков по базовым движениям танцев народа Севера.
Развивающие:
- развить координацию;
- развить гибкость;
-развить чувство ритма;
- развить пластичность рук и корпуса;
- развить вкус в создании украшений для костюмов.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре народов Севера;
- воспитывать чувство уважения, товарищества;
- уметь работать в команде;
- привить аккуратность и трудолюбие.
2 концертных номера
Планируемые результаты реализации программы.
По выполнению программы, обучающие должны
знать:- географическое расположение народов Севера;
- история возникновения и существование народов Севера;
- особенности фольклора разных народов Севера;
- базовые танцевальные движения, с учётом условий жизни народов Севера;
- особенности декоративно - прикладного творчества у народов Севера,
будут
уметь:
- исполнять танцевальные движения в комбинациях;
- исполнять танцевальные движения в манере каждой народности;
- исполнять ритмично и музыкально;
- изготовить из бисера украшение для костюма (розетки, головные повязки, пояса)
- импровизировать.
Разовьют в себе чувство трудолюбия, коллективизма, уважения, терпения.
Приступая к изучению программы, главным принципом остаётся принцип – от простого к сложному. Элементы танцев основываются на базовых движениях: позиции рук, ног, шаги, работа головы, постановка корпуса. Все элементы проучиваются в чистом виде. По мере усвоения правильного исполнения движений проучиваются комбинации и постановка этюдов. Итог программы – сценический, концертный номер.
Содержание программы «Зов предков»
1. Вводное занятие. Теория: История танцевального искусства народов Севера (Корякский, Эскимосский, Чукотский, Эвенский танцы). Просмотр видеоматериала ансамблей танца «Энэ
р», «Мэнго», «Эргырон». Знакомство с музыкальным материалом, с декоративно-прикладным творчеством. Национальные, самобытные праздники.
2. Знакомство с танцевальной лексикой Корякского танца.- положение и позиции рук
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- «Олений шаг»
- подражание животным (медведь, ворон, чайки и т.д.)
- манера исполнения (актёрское мастерство)
3. Вышивка, орнаменты, узоры Корякского народа Теория: Техника безопасности работы с иголкой, ножницами, мехом.
Практика: Набор бисера на леску, работа с одной иглой, работа с двумя иглами. Работа с изделиями: бусы, элементы к головным уборам и костюмам. Цветовая гамма бисера. Выполнение на ткани и коже розеток. Оформление костюма.
4. Танцевальная лексика Эвенского народа.
Теория: характерные особенности Эвенского танца. Влияние географического расположения на культуру Эвенского народа.
Практика:- положение и позиции рук
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- прыжки на одной ноге.
- шаги на выпадах.
- Работа корпусом (port de bras)
- перестроение в рисунках
- манера исполнения (актёрское мастерство)
5. Вышивка, орнаменты, узоры Эвенского народа. Теория: Техника безопасности работы с иголкой, ножницами, мехом.
Практика: Набор бисера на леску. Работа с изделиями: бусы, элементы к головным уборам и костюмам. Цветовая гамма бисера. Выполнение на ткани и коже розеток. Оформление костюма.
6. Танцевальная лексика Чукотского народа.- положение и позиции рук
- работа с реквизитом (мячи, арканы, бубны)
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- подражание животным (нерпа, ворон, чайки и т.д.)
- самобытные танцы (Выделка шкур, Рыбаки, Каюр и т. д.)
- боковой скользящий шаг
- манера исполнения (актёрское мастерство)
7. Вышивка, орнаменты Чукотского народа.Теория: Техника безопасности работы с иголкой, ножницами, мехом.
Практика: Набор бисера на леску. Работа с изделиями: бусы, элементы к головным уборам и костюмам. Цветовая гамма бисера. Выполнение на ткани и коже розеток. Национальные особенности узоров у Чукчей. Оформление костюма.
8.Танцевальная лексика Эскимосского народа.- положение и позиции рук
- позиции ног
- работа корпусом (port de bras)
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- подражание животным (нерпа, ворон, чайки и т.д.)
- шаги на полупальцах.
- прыжки, перескоки
- работа с бубнами, ритмические рисунки, удары
- работа с реквизитом (мячи, арканы, бубны)
- манера исполнения (актёрское мастерство)
9. Вышивка, орнаменты Эскимосского народа. Теория: Техника безопасности работы с иголкой, ножницами, мехом.
Практика: Набор бисера на леску. Работа с изделиями: бусы, элементы к головным уборам и костюмам. Цветовая гамма бисера. Выполнение на ткани и коже розеток. Национальные особенности узоров у Эскимоссов. Оформление костюма.
10. Постановочная работа.- «Голоса тундры» - Корякский танец.
- «Наргынэн - Вселенная» - Чукотский танец.
- «Кэюкэй – Оленёнок» – Эвенский танец.
- «Зов предков» - Эскимосский танец.
11. Репетиционная работа.Отработка танцевальных номеров:
- техника исполнения
- манера исполнения
- рисунок танца
- синхронность
- музыкальность
- эмоциональное раскрытие образа.
Материально- техническое обеспечение программы.- танцевальный просторный зал, оснащённый станками и зеркалами
- музыкальная аппаратура, колонки с Bluetooth
- бубны- 4 штуки.
- мех лисы – 10 штук.
- кожа для пошива мячей.
- бисер для изготовления украшений.
- обувь (торбаса) 10 пар.
Календарно – тематический план
Дата занятий
Содержание занятий
согласно ДОП
Часы
09.01
История танцевального искусства народов Севера (Корякский, Эскимосский, Чукотский, Эвенский танцы). Просмотр видеоматериала ансамблей танца «Энэр», «Мэнго», «Эргырон». Знакомство с музыкальным материалом, с декоративно-прикладным творчеством. Национальные, самобытные праздники.
2
11.01
Знакомство с танцевальной лексикой Корякского танца.- положение и позиции рук
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- «Олений шаг»
- подражание животным (медведь, ворон, чайки и т.д.)
- манера исполнения (актёрское мастерство)
2
13.01
Танцевальная лексика Эвенского народа.Теория: характерные особенности Эвенского танца. Влияние географического расположения на культуру Эвенского народа.
Практика:- положение и позиции рук
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- прыжки на одной ноге.
- шаги на выпадах.
- Работа корпусом (port de bras)
- перестроение в рисунках
- манера исполнения (актёрское мастерство)
2
15.01
Танцевальная лексика Чукотского народа.- положение и позиции рук
- работа с реквизитом (мячи, арканы, бубны)
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- подражание животным (нерпа, ворон, чайки и т.д.)
- самобытные танцы (Выделка шкур, Рыбаки, Каюр и т. д.)
- боковой скользящий шаг
- манера исполнения (актёрское мастерство)
2
17.01
Постановочная работа.- «Голоса тундры» - Корякский танец.
- «Наргынэн - Вселенная» - Чукотский танец.
- «Кэюкэй – Оленёнок» – Эвенский танец.
- «Зов предков» - Эскимосский танец.
- «Птицами пестрыми»
2
19.01
Репетиционная работа.Отработка танцевальных номеров:
- техника исполнения
- манера исполнения
- рисунок танца
- синхронность
- музыкальность
- эмоциональное раскрытие образа.
2
24.01
Репетиционная работа.- «Зов предков» - Эскимосский танец.
- «Птицами пестрыми»
2
25.01
Репетиционная работа.- «Зов предков» - Эскимосский танец.
- «Птицами пестрыми»
2
26.01
Выступление на Международном образовательном фестивале «Открытое искусство» г. Великий Новгород
2
Список литературы
1. «Изучаем фольклор народов Севера». - М; 1997.
2. «Народный танец» Г. П. Гусев – М; 2002.
3. «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России» - М; Северные просторы, 2002.
4. «Фольклор коренных народов Севера: осмысление наследия» - Арктика XXI век Гуманитарные науки 2016. №3(9)
Интернет – ресурсы
1.
https://www.kamcht.ru2. https:// ergyron.ru
3. https:// mag-philharmonia.ru