Дополнительная краткосрочная общеразвивающая

 общеобразовательная программа в области

 хореографического искусства

«Основы танцев народа Севера»

«Зов предков»

Уровень программы: ознакомительный

Вид программы: адаптированная
Направленность программы: художественная
Адресат: обучающиеся 5-8-х классов ДХШ (12-15 лет)
Срок реализации: 18 часов (6 часов в неделю)
Формат реализации: очная
Автор-составитель: Тен Ирина Юрьевна – преподаватель
МОГБУ ДО «Детская хореографическая школа»

«Зов предков»

Пояснительная записка.

Актуальность программы:
Танцы, носившие некогда ритуальный, обрядовый характер, сейчас утратили своё значение и почти забыты. Фольклор народов Севера, продолжает жить, развиваться и приспосабливаться к новым условиям. Возникла необходимость, в учебном процессе ДХШ, получать детям знания по исполнительскому мастерству, манере, лексике танцевальных движений народов Севера. Новизной программы является комплекс тренировочных упражнения на создание образов, подражание животным, птицам, рыбам, растениям. Знакомясь, с обычаями и традициями народов Севера, обучающиеся обогащаются новыми знаниями, приобретая пластичность в движениях, развитие координации, чувства ритма, музыкальности и техники исполнительского мастерства в целом.
Цель программы:
Данная программа направлена на популяризацию народной хореографии и сохранение культурного наследия коренных и малочисленных народов Севера, его реализация позволит создать творческое пространство для изучения и использования опыта постановки и исполнения танцев коренных и малочисленных народов Севера для воспитанников детской хореографической школы.
Программа включает освоение уникальных художественных технологий и творческих приемов, которые обогатят знания участников образовательного процесса, об особенностях культуры коренных и малочисленных народов Севера, помогут усовершенствовать навыки исполнительства и трансляции национальных ценностей посредством хореографии для широкой аудитории зрителей.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить навыкам танцевального мастерства;
- сформировать музыкально-ритмические навыки;
- научить работать с бисером (вышивка)
-различать лексику разных народностей (корякский т-ц, эскимосский т-ц, чукотский т-ц, эвенский т-ц);
-сформировать систему знаний, умений, навыков по базовым движениям танцев народа Севера.
Развивающие:
- развить координацию;
- развить гибкость;
-развить чувство ритма;
- развить пластичность рук и корпуса;
- развить вкус в создании украшений для костюмов.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре народов Севера;
- воспитывать чувство уважения, товарищества;
- уметь работать в команде;
- привить аккуратность и трудолюбие.


2 концертных номера

Планируемые результаты реализации программы.

По выполнению программы, обучающие должны знать:
- географическое расположение народов Севера;
- история возникновения и существование народов Севера;
- особенности фольклора разных народов Севера;
- базовые танцевальные движения, с учётом условий жизни народов Севера;
- особенности декоративно - прикладного творчества у народов Севера,
будут уметь:
- исполнять танцевальные движения в комбинациях;
- исполнять танцевальные движения в манере каждой народности;
- исполнять ритмично и музыкально;
- изготовить из бисера украшение для костюма (розетки, головные повязки, пояса)
- импровизировать.
Разовьют в себе чувство трудолюбия, коллективизма, уважения, терпения.
Приступая к изучению программы, главным принципом остаётся принцип – от простого к сложному. Элементы танцев основываются на базовых движениях: позиции рук, ног, шаги, работа головы, постановка корпуса. Все элементы проучиваются в чистом виде. По мере усвоения правильного исполнения движений проучиваются комбинации и постановка этюдов. Итог программы – сценический, концертный номер.

Содержание программы «Зов предков»

1. Вводное занятие.
Теория: История танцевального искусства народов Севера (Корякский, Эскимосский, Чукотский, Эвенский танцы). Просмотр видеоматериала ансамблей танца «Энэ

р», «Мэнго», «Эргырон». Знакомство с музыкальным материалом, с декоративно-прикладным творчеством. Национальные, самобытные праздники.
2. Знакомство с танцевальной лексикой Корякского танца.
- положение и позиции рук
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- «Олений шаг»
- подражание животным (медведь, ворон, чайки и т.д.)
- манера исполнения (актёрское мастерство)
3. Вышивка, орнаменты, узоры Корякского народа
Теория: Техника безопасности работы с иголкой, ножницами, мехом.
Практика: Набор бисера на леску, работа с одной иглой, работа с двумя иглами. Работа с изделиями: бусы, элементы к головным уборам и костюмам. Цветовая гамма бисера. Выполнение на ткани и коже розеток. Оформление костюма.
4. Танцевальная лексика Эвенского народа.
Теория: характерные особенности Эвенского танца. Влияние географического расположения на культуру Эвенского народа.
Практика:
- положение и позиции рук
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- прыжки на одной ноге.
- шаги на выпадах.
- Работа корпусом (port de bras)
- перестроение в рисунках
- манера исполнения (актёрское мастерство)
5. Вышивка, орнаменты, узоры Эвенского народа.
Теория: Техника безопасности работы с иголкой, ножницами, мехом.
Практика: Набор бисера на леску. Работа с изделиями: бусы, элементы к головным уборам и костюмам. Цветовая гамма бисера. Выполнение на ткани и коже розеток. Оформление костюма.
6. Танцевальная лексика Чукотского народа.
- положение и позиции рук
- работа с реквизитом (мячи, арканы, бубны)
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- подражание животным (нерпа, ворон, чайки и т.д.)
- самобытные танцы (Выделка шкур, Рыбаки, Каюр и т. д.)
- боковой скользящий шаг
- манера исполнения (актёрское мастерство)
7. Вышивка, орнаменты Чукотского народа.
Теория: Техника безопасности работы с иголкой, ножницами, мехом.
Практика: Набор бисера на леску. Работа с изделиями: бусы, элементы к головным уборам и костюмам. Цветовая гамма бисера. Выполнение на ткани и коже розеток. Национальные особенности узоров у Чукчей. Оформление костюма.
8.Танцевальная лексика Эскимосского народа.
- положение и позиции рук
- позиции ног
- работа корпусом (port de bras)
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- подражание животным (нерпа, ворон, чайки и т.д.)
- шаги на полупальцах.
- прыжки, перескоки
- работа с бубнами, ритмические рисунки, удары
- работа с реквизитом (мячи, арканы, бубны)
- манера исполнения (актёрское мастерство)
9. Вышивка, орнаменты Эскимосского народа.
Теория: Техника безопасности работы с иголкой, ножницами, мехом.
Практика: Набор бисера на леску. Работа с изделиями: бусы, элементы к головным уборам и костюмам. Цветовая гамма бисера. Выполнение на ткани и коже розеток. Национальные особенности узоров у Эскимоссов. Оформление костюма.
10. Постановочная работа.
- «Голоса тундры» - Корякский танец.
- «Наргынэн - Вселенная» - Чукотский танец.
- «Кэюкэй – Оленёнок» – Эвенский танец.
- «Зов предков» - Эскимосский танец.
11. Репетиционная работа.
Отработка танцевальных номеров:
- техника исполнения
- манера исполнения
- рисунок танца
- синхронность
- музыкальность
- эмоциональное раскрытие образа.
Материально- техническое обеспечение программы.
- танцевальный просторный зал, оснащённый станками и зеркалами
- музыкальная аппаратура, колонки с Bluetooth
- бубны- 4 штуки.
- мех лисы – 10 штук.
- кожа для пошива мячей.
- бисер для изготовления украшений.
- обувь (торбаса) 10 пар.


Календарно – тематический план


Дата занятий

Содержание занятий

согласно ДОП

Часы

09.01
История танцевального искусства народов Севера (Корякский, Эскимосский, Чукотский, Эвенский танцы). Просмотр видеоматериала ансамблей танца «Энэр», «Мэнго», «Эргырон». Знакомство с музыкальным материалом, с декоративно-прикладным творчеством. Национальные, самобытные праздники.

2

11.01
Знакомство с танцевальной лексикой Корякского танца.
- положение и позиции рук
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- «Олений шаг»
- подражание животным (медведь, ворон, чайки и т.д.)
- манера исполнения (актёрское мастерство)

2

13.01
Танцевальная лексика Эвенского народа.
Теория: характерные особенности Эвенского танца. Влияние географического расположения на культуру Эвенского народа.
Практика:
- положение и позиции рук
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- прыжки на одной ноге.
- шаги на выпадах.
- Работа корпусом (port de bras)
- перестроение в рисунках
- манера исполнения (актёрское мастерство)

2

15.01
Танцевальная лексика Чукотского народа.
- положение и позиции рук
- работа с реквизитом (мячи, арканы, бубны)
- позиции ног
- основной шаг
-медленный и быстрый боковые шаги.
- вынос ноги на каблук (вперёд, в сторону)
- подскоки с ударом ступней о пол
- подражание животным (нерпа, ворон, чайки и т.д.)
- самобытные танцы (Выделка шкур, Рыбаки, Каюр и т. д.)
- боковой скользящий шаг
- манера исполнения (актёрское мастерство)

2

17.01
Постановочная работа.
- «Голоса тундры» - Корякский танец.
- «Наргынэн - Вселенная» - Чукотский танец.
- «Кэюкэй – Оленёнок» – Эвенский танец.
- «Зов предков» - Эскимосский танец.
- «Птицами пестрыми»

2

19.01
Репетиционная работа.
Отработка танцевальных номеров:
- техника исполнения
- манера исполнения
- рисунок танца
- синхронность
- музыкальность
- эмоциональное раскрытие образа.

2

24.01
Репетиционная работа.
- «Зов предков» - Эскимосский танец.
- «Птицами пестрыми»

2

25.01
Репетиционная работа.
- «Зов предков» - Эскимосский танец.
- «Птицами пестрыми»

2

26.01
Выступление на Международном образовательном фестивале «Открытое искусство» г. Великий Новгород

2





Список литературы

1. «Изучаем фольклор народов Севера». - М; 1997.
2. «Народный танец» Г. П. Гусев – М; 2002.
3. «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России» - М; Северные просторы, 2002.
4. «Фольклор коренных народов Севера: осмысление наследия» - Арктика XXI век Гуманитарные науки 2016. №3(9)

Интернет – ресурсы

1. https://www.kamcht.ru
2. https:// ergyron.ru
3. https:// mag-philharmonia.ru