Территория роста. Шахматная практика

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

физкультурно-спортивной направленности

«ШАХМАТЫ»



  • Уровень программы: углубленный
  • Вид программы: модифицированная
  • Адресат: обучающиеся МОГАУ ДО «РОЦ «ПЕРСПЕКТИВА»
  • Срок реализации: 1 год
  • Формат реализации: очная
  • Автор-составитель:
  • Заболотная МарияСергеевна
Токарев Николай Александрович

Направленность программы. Программа ориентирована на развитие логического и аналитического мышления у обучающихся, через усовершенствование навыков шахматной игры.
Актуальность программы обусловлена современным этапом развития общества, характеризующимся ускоренными темпами освоения техники и технологий, что выдвигает требования к личности обучающегося в виде развития таких компетенций как: умение концентрироваться, мыслить в условиях ограниченного времени, стратегически планировать свою деятельность и критически оценивать информацию.
Отличительные особенности программы: использование ранее полученной теоретической подготовки на практике, участие в соревнованиях в различных дисциплинах – классические шахматы, быстрые шахматы, блиц-шахматы, анализ и устранение ошибок возникающих при участии в соревновательном процессе.
Цель программы: развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей Магаданской области, отбор сильнейших юных шахматистов на Всероссийские соревнования.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
Обучающие:
- умение самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;
- создание необходимых условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- улучшение техники расчёта вариантов.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных процессов, творческого и скоростного мышления;
- развитие универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
- развитие способности управлять своими эмоциями и действиями;
- развитие у обучающихся собственной активности, целеполагания, личной ответственности;
- умение генерировать идеи различными методами;
- развитие коммуникативных навыков, формирование навыков индивидуальной и командной работы;
- умение анализировать результаты своей работы, выделять возникшие затруднения и стремиться к их преодолению (самостоятельно анализировать собственные партии).
- расширение кругозора ребёнка (приобретение ребёнком знаний по истории шахмат: шахматные соревнования в России для детей)
Воспитательные:
- воспитание целеустремлённости, самообладания, бережного отношения ко времени;
- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду, бережному отношению к используемому оборудованию;
- воспитание этики групповой работы;
- формирование познавательной самостоятельности и работе над шахматной литературой;
- развитие внимания, аккуратности и терпения у обучающихся;
- воспитание положительного отношения к учению, к познавательной и соревновательной деятельности.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 14 лет и младше (обучающихся в общеобразовательных учреждениях).
Срок реализации программы: неделя.
Уровень программы: углубленный.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы. Развитие условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей.
Используется групповая работа с учащимися в виде участия в различных дисциплинах – классические шахматы, быстрые шахматы, блиц-шахматы.
Форма обучения: очная.
Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях, формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем подбора таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных особенностей могут максимально помочь снизить перегрузки детей и сохранить их здоровье при статичном обучении. Работа по сохранению физического здоровья на занятии включает в себя несколько компонентов:
- физкультминутка из 3-х лёгких упражнений, позволяющие снять накопившееся утомление;
- дыхательные упражнения, помогающие активизировать детей на занятии;
- смена видов учебной деятельности на занятии;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете;
- создание психологического комфорта.
Данные компоненты позволяют параллельно решать задачи охраны и сохранения здоровья обучающихся как в физиологическом, так и в психологическом аспектах. Благодаря использованию современных технологий становится возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, соревновательной деятельности;
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
Предметные результаты:
- знать и применять элементы шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
- знать и применять различные шахматные дебюты и обладать хорошо отработанным дебютным репертуаром;
- знать и уметь разыгрывать различные теоретические окончания;
- знать и применять стратегические элементы шахматной позиции и основные стратегические приёмы в типовых положениях;
- участие в соревнованиях в различных дисциплинах – классические шахматы, быстрые шахматы, блиц-шахматы; подготовка к участию во Всероссийских соревнованиях по шахматам.
Метапредметные результаты:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое знание от известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- работать по предложенным инструкциям и самостоятельно;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью наставника-преподавателя;
- работать самостоятельно и в коллективе.