ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
«Мой одаренный ребенок»
Конечно, каждый родитель считает, что его ребенок самый умный, самый лучший и талантливый. И это верно! Ни к чему не способных, неталантливых детей просто нет и не может быть!
А может ваш ребенок и вовсе, одаренный?
Главная составляющая одаренности – это высокий творческий потенциал. Он позволяет мыслить нестандартно, нешаблонно, находить оригинальные решения.
Многие ученые, психологи, выдающиеся педагоги считают, что возраст от 5 до 8 лет – это «золотой период» развития детской одаренности.
Однако раскрытие потенциала ребенка может проявиться и раньше, и позже, а задача родителей, педагогов, психологов его раскрыть и не загубить.
Попробуем определить одаренный ли ваш ребенок
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
(СИЗАНОВ А.Н.)
Анкета для родителей
С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.
2. Он с готовностью откликается на все новое.
3. Любит все загадочное и непонятное.
4. Часто нуждается в поддержке старших.
5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.
Одаренный1. Его интересы достаточно стабильны.
2. Его любознательность устойчива.
3. Любит задавать и решать трудные вопросы.
4. Часто не соглашается с мнением взрослых.
5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
6. Начатое дело всегда доводит до конца.
7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
8. Настойчив в достижении поставленной цели.
9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.
10. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.
11. Часто бывает эгоистичен.
Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность1. Во многих сферах знаний, в науке, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.
2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.
3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.
4. Всегда ищет самостоятельные решения.
5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.
6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.
7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.
8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.
9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого
потенциала личности ребенка
1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.
2. Стремление освоить незнакомое дело.
3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.
4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.
5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.
6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.
7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.
8. Способность к творческому воображению, созданию нового.
В 5 – 6 лет талант проявляется особенно ярко и становится заметен для окружающих. Именно в это время вы можете услышать от воспитателей, педагогов, психологов детского сада о том, что ваш ребенок имеет склонности к определенному дару и возможно стоит его развить?
Рекомендации
1. Уважать желание ребенка работать самостоятельно.
2. Уметь воздержаться от вмешательства в процесс творческой деятельности ребенка.
3. Предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели.
4. Поощрять участие ребенка в групповом творческом процессе.
5. Поощрять работу над проектами, предложенными самим ребенком.
6. Исключать какое-либо давление на ребенка во время работы.
7. Подчеркивать положительное значение индивидуальных отличий вашего ребенка от других.
8. Уважать потенциальные возможности ребенка, если он в чем-либо отстает.
9. Поддерживать своим авторитетом ребенка, который высказывает отличное от других мнение и в связи с эти испытывает давление со стороны своих сверстников.
10. Создавать ситуации, при которых ваш ребенок, не проявляющий особых успехов в той или иной деятельности, имеет возможность тесного общения с более способным ребенком.
11. Проявлять терпимое отношение (по крайней мере, временно) к возможному беспорядку в связи с творческой работой ребенка.
12. Поощрять максимальную вовлеченность в совместную творческую деятельность с детьми, которые старше его по возрасту.
13. Постоянно убеждать ребенка, что вы для него всегда являетесь единомышленником, а не противником.
Главное — не отбирать у ребёнка детство, не лишать его возможности играть, дурачиться и дружить со сверстниками. Существует категория родителей, которые считают, будто одарённый ребёнок обязан всё своё свободное время посвящать саморазвитию. Это неправильно: единственное, чего можно добиться с такими нагрузками, — нервный срыв и раннее выгорание.Стоит помнить кое-что ещё, кое-что важное. Гении рождаются редко, но умного, честного, доброго и счастливого человека можно воспитать из любого. И это намного важнее, чем одарённость или наличие таланта.