Что такое внутренние ресурсы человека и для чего они нужны?


Ресурсы – это некая психическая опора, внутренний стержень, наши возможности, средства, которые помогают чего-то достичь. Это наша поддержка. Чем больше ресурсов имеет человек, тем легче и спокойнее он справляется с ситуациями на своем жизненном пути.
Ресурсное состояние — это способность человека ежедневно заряжать свою внутреннюю батарейку, наполняться энергией.
С точки зрения физиологии, человек находится в ресурсном состоянии, когда он отдохнул, выспался, чувствует себя бодрым, здоровым, сильным. Психологическое ресурсное состояние накапливается из чувства уверенности в себе, хорошего настроения, положительных эмоций и приятного общения. Когда мы в ресурсе, мы чувствуем себя наполненными, живыми, нам все нравится, мы довольны жизнью и собой.
Также когда ресурсов достаточно, человек находится в приподнятом настроении, он активен и легко справляется даже с самыми сложными задачами, он не отступает от цели, даже если сталкивается с трудностями. Переживая такое состояние, человек не замечает мелкие неприятности и сосредоточен только на позитиве.
Ресурсы человека играют ключевую роль в поддержании его активности, работоспособности и эмоционального состояния. Они не решают задачи напрямую, но помогают справляться с трудностями, сохраняя уверенность, спокойствие и самоконтроль. Насколько полон наш запас ресурсов, можно понять по тому, как мы реагируем на критические ситуации и проблемы, уверенно ли себя чувствуем и как быстро справляемся с ними.
К ресурсам человека в широком понимании относится то, что он изначально имел, а также приобретенные и накопленные возможности, свойства личности, материальные ценности, жизненный опыт и принципы, смыслы, которые человек вкладывает в свои действия, и многое другое.

Внешние ресурсы представляют собой все, что находится вне человека и может оказать ему поддержку. К таким ресурсам относятся материальные ценности (например, деньги и недвижимость), социальные статусы и роли, а также социальные связи. Примеры внешних ресурсов включают путешествия, занятия спортом и творчеством, социальные взаимодействия и общение с домашними животными. Когда человек ищет поддержку и опору во внешнем мире, он обращается к этим внешним ресурсам.
Внутренние ресурсы человека — это все, что находится внутри человека и формирует его личностный потенциал, то есть его ценности, знания, жизненный опыт, разнообразные навыки и умения, эмоциональная стабильность и различные способности. Внутренние ресурсы складываются в процессе развития человека и включают в себя его характер и навыки. Когда человек ищет силы и поддержку внутри себя, он обращается именно к этим внутренним ресурсам.
Оба вида ресурсов находятся в тесной взаимосвязи — они дополняют и поддерживают друг друга.

Внешние ресурсы, такие как общение с друзьями или время на природе, могут поддерживать и пополнять наши внутренние возможности. Это происходит за счет того, что такие активности способствуют восстановлению энергии и укреплению нашего душевного состояния.
В то же время внутренние ресурсы, такие как эмоциональная стабильность и способность к саморегуляции, помогают нам справляться с внешними факторами, которые мы не можем контролировать. Например, высокий уровень тревожности может быть смягчен или управляем благодаря обращению к внутренним ресурсам. В каждой конкретной ситуации мы обращаемся к разным источникам, и это помогает нам сохранять гармонию и продуктивность в жизни.

Признаки истощения внутренних ресурсов человека:

  • ощущение опустошенности;
  • отсутствие интереса ко всему;
  • нежелание и отсутствие сил разговаривать с кем-либо;
  • высокий уровень раздражительности, когда человека выводят из себя любые мелочи.
К другим признакам относятся такие проявления, как прокрастинация, появление или усиление зависимостей, зацикленность на проблеме или каких-то мыслях, отсутствие концентрации внимания. Одним из важных симптомов принято считать то, что при, казалось бы, достаточном количестве энергии человек не может сделать все, что запланировал.
Могут возникнуть физические и психические симптомы истощения:
бессонница, головные боли и снижение общей жизненной энергии.
На психическом уровне это может проявляться как снижение когнитивных способностей, усталость, зацикливание на мыслях, депрессия и неудовлетворенность собой.

Почему истощаются внутренние ресурсы человека?

Истощение может быть вызвано различными факторами, которые высасывают энергию и оставляют человека без достаточного психологического и физического ресурса для полноценной жизни:
  • деструктивные и абьюзивные взаимоотношения с окружающими;
  • частые конфликты и споры;
  • выполнение сразу нескольких задач и незавершенность дел;
  • трудности с финансами, долги;
  • слабые личные границы, недоверие;
  • токсичное окружение, которое не поддерживает;
  • злоупотребление гаджетами и социальными сетями;
  • наличие какой-либо зависимости;
  • наличие хронических заболеваний, инфекций и других проблем со здоровьем;
  • подавление себя из-за страха перед оценками и суждениями окружающих.
  • ориентация на удовлетворение потребностей других людей за счет собственных ресурсов (постоянное желание угодить);
  • недооценка или самокритика, которая может приводить к утрате ценности и эффективности собственных ресурсов.
  • повышенная тревожность, которая ведет к чрезмерному расходованию энергии на беспокойство и напряжение.

Развитие внутренних ресурсов человека

Мобилизация внутренних ресурсов человека позволяет ему войти в стабильное состояние и поддерживать его. Для этого необходимо помнить не только о психологическом, но и о физическом здоровье. На физическом уровне крайне важны:
Режим сна и отдыха. Соблюдение регулярного сна и отдыха помогает обеспечивать физическое и эмоциональное здоровье, восстанавливать энергию и улучшать настроение.
Уровень гормонов счастья. Важно контролировать уровни гормонов, таких как дофамин, серотонин, окситоцин и эндорфины, которые играют ключевую роль в настроении и эмоциональном состоянии. При необходимости можно обратиться к специалисту для анализа уровня этих гормонов.
Правильное питание и питьевой режим. Питание, богатое витаминами и микроэлементами, в сочетании с достаточным количеством воды обеспечивает организм необходимыми ресурсами для эффективной работы.
Физическая активность. Регулярные занятия спортом или любой другой физической активностью помогают укреплять здоровье, повышать уровень энергии и улучшать общее самочувствие.
Забота о здоровье. Важно регулярно проходить медицинские обследования и консультации у специалистов для своевременного выявления проблем и профилактики.

Что же касается психологического уровня:

Медитация. Исследования доказали, что практика медитации способствует улучшению эмоционального настроя, снижает тревожность и помогает входить в состояние внутреннего спокойствия и ресурсности.
Составление списков. Ведение перечня достижений, целей и благодарностей помогает фокусироваться на положительных аспектах жизни и поддерживать мотивацию.
Хвалить самого себя. Поддерживающая атмосфера помогает укреплять самооценку и уверенность, что способствует улучшению общего самочувствия.
Хобби. Регулярное занятие любимыми делами дает возможность наслаждаться временем и пополнять энергетические ресурсы.
Позитивные мысли. Сосредоточение на приятных моментах и позитивных впечатлениях помогает сохранять эмоциональное равновесие и ресурсное состояние.

Человек, который умеет качественно и своевременно

восполнять потери в своем ресурсном состоянии,

имеет огромный потенциал для развития:

конструктивного отношения к стрессовым ситуациям (как к возможности развиваться и приобретать важный опыт);
самоуважения, самооценки, самодостаточности, уверенности в собственной значимости;
социальной компетентности, умения налаживать отношения и выходить из конфликтных ситуаций;
активного отношения к жизни, психологической устойчивости к стрессовым ситуациям;
позитивного и рационального мышления;
эмоционально-волевых качеств;
физической выносливости, крепкого здоровья.

Также, важно помнить, что ресурсность имеет важное значение не только для взрослых, но и для детей. Ведь и ребенок благодаря наличию ресурсов может справляться со стрессом, развиваться, понимать себя и других, излучать добро и позитив. Когда ребенок идет в школу и начинает испытывать повышенные нагрузки, имеет смысл обучить его находить в себе силы и уверенность для достижения поставленных целей и задач. Школьные задания, правила и формулы вкупе с регулярными наставлениями родителей отнимают намного больше детских сил, чем может показаться со стороны. А порой все это сильно подрывает веру в собственные способности и возможности. Жизнь полна сложностей и стрессовых ситуаций, как у взрослого человека, так и у ребенка. Поэтому очень важно обучать детей приемам, благодаря которым он сможет подзарядиться, взглянуть на проблему по-новому, найти в себе те сильные стороны, на которые ему можно будет опереться

Самое первое, что нужно сделать для формирования или восстановления ресурса — удовлетворить базовые физиологические потребности. Они являются основой, и на этом этапе в большинстве случаев проблема нехватки ресурсов благополучно решается. Поэтому, если вы понимаете, что Вы или Ваш ребенок “разрядились”, не хватает сил, не справляетесь с ежедневными задачами, с рядовыми (жизненными) ситуациями, подумайте, возможно Вы сами или Ваш ребенок:
голодны (поешьте то, чего давно хотели, но по каким-то причинам отказывались);
не выспались (лягте спать пораньше);
усталость (сделайте «паузу» и позвольте немного побездельничать себе и ребенку).
Также прекрасно наполняют ресурсом объятия (ребенок может испытывать чувство одиночества, потребность в безопасности и пр.), позитивное и доверительное общение, похвала и поддержка. Все это придает уверенности, сил, улучшает настроение, помогает расслабиться.

Откуда берутся ресурсы?

К внутренним источникам относятся:
Общее состояние человека (спокойствие, уверенность в себе);
Личные качества и особенности характера (усидчивость, настойчивость, решительность);
Внутренние убеждения (“У меня есть право на ошибку”, “Я достоин того, к чему стремлюсь”);
Способности (коммуникативные, интеллектуальные, творческие);
Накопленные знания, навыки, опыт.
Есть также внешние источники, которые помогают заряжаться энергией и пополнять ресурсное состояние: спорт; музыка; общение; поддержка близких; увлечения; прогулки на природе.

Упражнения для восполнения ресурсов у детей

Помочь детям отыскать и осознать свое ресурсное состояние можно через игру и творческую деятельность.

Упражнение “Ладошка”

Попросите ребенка обвести на бумаге свою ладонь. Предложите ребенку вспомнить такие качества, которые помогали ему в учебе. Конечно, дети не всегда могут найти подходящие слова, поэтому помогайте наводящими вопросами. Например: “Помнишь, ты смог решить сложную задачку? Почему у тебя получилось? Ты хорошо слушал, как объясняет учитель? Наверное, ты был внимательным?” Пусть он выберет пальчик на картинке, на котором вы запишете это качество. Таким же образом нужно заполнить каждый пальчик и ладошку. Хорошо, если в процессе перечисления сильных сторон ребенка вы будете беседовать о них, поможете ему проанализировать, вспомнить случаи, когда они лучше всего помогали и ощущались. После заполнения всех пальчиков предложите ребенку украсить рисунок. Расскажите ему, что все его сильные стороны хранятся в настоящей ладошке, как в этом рисунке. Предложите думать об этом каждый раз перед выполнением сложного задания или размещать перед собой этот рисунок, как оберег, чтобы эти сильные стороны всегда приходили на помощь в нужный момент.

Упражнение “Я — солнышко”

Предложите ребенку нарисовать солнце, внутри него написать свое имя. Вдоль каждого лучика нужно написать какое-то достоинство, хорошее качество ребенка. Чем больше лучиков, тем лучше. Так ребенок вспоминает все свои лучшие стороны и отвечает сам себе на вопрос “Почему я достоин уважения?”.

Упражнение “Ресурсные образы”

Научите ребенка черпать силы из образов и воспоминаний, извлекаемых из памяти или воображаемых. Для этого предложите представить, вспомнить или придумать такое место, в котором ему было бы наиболее комфортно, спокойно и безопасно. Это может быть лес, море, собственная комната. Важно наиболее полно представить себя именно там, воспроизводить самые мелкие детали вплоть до запахов. Пусть ребенок закроет глаза и окунется в свои фантазии. Он может даже протянуть руки и потрогать то, что вокруг него. Если ребенок мал и испытывает трудности с упражнением, попробуйте перед сном рассказать ему сказку, описывая такое место своими словами. Придумайте его вместе. В моменты сильного волнения напоминайте ребенку об этом волшебном секретном месте и предлагайте мысленно в нем оказаться.