It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
Стеснительность – застенчивость, отсутствие непринужденности в поведении

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)

Считается, что комплекс стеснительности – защитная реакция, которая помогает человеку оценить ситуацию перед тем, как в неё вступить. Это черта человека, проявляющаяся в неуверенности, скромности и застенчивости в различных жизненных ситуациях. В этом состоянии, человек стесняется выражать чувства, мысли или начинать общение. Застенчивый человек часто испытывает страх перед социальными взаимодействиями, что мешает ему свободно взаимодействовать с окружающим миром. Однако, застенчивость не всегда является постоянной чертой. Человек может быть застенчивым в одних ситуациях и быть уверенным в других. Застенчивость проявляется в определённый период жизни и перестает быть актуальной благодаря определенным обстоятельствам. Застенчивость не является недостатком, болезнью. Это одна из множества черт характера, которая определяет уникальность человека.

Что касается детей…

Застенчивые дети в большинстве случаев очень милы, щедры и отличаются хорошим поведением. Как правило, они умеют слушать и уважать чужую точку зрения. Им нравится, когда другие дети участвуют в их играх. Хотя иногда они зажимаются, в других ситуациях чувствуют себя абсолютно уверенно. Им нравится играть с небольшой группой детей (два-три человека) и разговаривать с одним взрослым. Если стеснительного ребенка чем-либо заинтересовать, от его зажатости не останется и следа. Он начинает стесняться только из-за чрезмерного внимания окружающих.
Обычно дети никогда не страдают от своей скромности или застенчивости, гораздо чаще эта черта раздражает родителей. Они чувствуют себя неловко, когда их ребенок ведет себя не так бойко, как другие дети. Им кажется, что на малыша смотрят предосудительно или просто не обращают на него внимания, а больше занимаются с другими, более активными детьми.
Между прочим, застенчивость, как черта характера, действительно во многом благоприятна.
Осторожность в общении. Стеснительный ребенок не склонен доверять незнакомцам. Вероятнее всего, он не пойдет с первым встречным, предложившим ему шоколадку.
Наблюдательность. Сдержанность ребенка позволяет ему смотреть на происходящее издалека, что развивает наблюдательность.
Самообразование. Недостаток контактов компенсируется саморазвитием — ребенок, имея мало друзей, часто выбирает книги.
Логическое и аналитическое мышление. Застенчивые детишки к трудностям подходят обстоятельно, тщательно анализируя и взвешивая все варианты.
Такие качества, безусловно, очень важны в жизни. Но излишняя застенчивость, к сожалению, может принести немало проблем своему обладателю.
Стеснительность — сложное, многогранное явление, затрагивающее многих людей в различные периоды их жизни. Важно осознавать — застенчивость не является неизменной чертой личности, дефектом, скорее частью спектра человеческих эмоциональных реакций.

Рекомендации для профилактики стеснительности

или снижения её уровня

Поощрение самостоятельной деятельности. Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам.
Ребенок должен понимать, что ошибки — это нормально. Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Похвала мамы и папы, разъяснительные беседы без нравоучений — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите ребенка за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу.
Дома в игровой форме отрабатывайте разные ситуации, которые пугают ребенка. Любого человека незнакомые ситуации напрягают, для застенчивого ребенка это — сущий кошмар. Устраивайте «генеральные репетиции» любых новых ситуаций в жизни ребенка: переход в новый класс, переезд в другой район, новое знакомство и другие.

Упражнение

Если ребенок имеет высокий уровень тревожности в определенной ситуации, не может преодолеть волнение, а ситуацию нужно преодолеть обязательно (выступить с докладом или прочитать стихотворение на торжественном мероприятии) можно применить следующее упражнение:
представляем, что надеваем на себя невидимый колпак или плащ, который призван защищать от чужого внимания, негативного мнения и влияния в целом. Хотя в это сложно поверить, но подсознание будет работать, представлять, что вы в безопасности. Уровень тревоги будет постепенно снижаться, если попробовать данное упражнение несколько раз.
 
 .
Методика диагностики застенчивости К. С. Чечулиной
Модифицированная версия

Инструкция.

Этот опросник содержит ряд высказываний об определенных мыслях, чувствах и представлениях, касающихся тех или иных событий в жизни ребенка, которые ему более или менее присущи и проявляются, в той или иной степени. При прохождении теста необходимо выбрать один вариант ответа:

а) крайне редко, б) иногда, в) очень часто.


Не нужно долго обдумывать ответы. В этом опроснике не существует правильных или неправильных ответов. В гораздо большей степени интересно личное мнение испытуемого.

Текст опросника


1. На собраниях и в компаниях я предпочитаю держаться в стороне.
а)                                           б)                                           в)
2. Мне кажется, что я неуверенный в себе человек.
а)                                           б)                                           в)
3. Я думаю, что некоторые люди не замечают или избегают меня, не знаю почему.
а)                                           б)                                           в)
4. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания.
а)                                           б)                                           в)
5. Мне кажется, что меня мало кто уважает по-настоящему.
а)                                           б)                                           в)
6. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал (а) и ждал (а), я чувствую, что не могу это сделать. Появляется желание отказаться от задуманного.
а)                                           б)                                           в)
7. Я рад присоединиться к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти погулять и поиграть, принять участие в интересном общественном мероприятии.
а)                                           б)                                           в)
8. Я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам(а) не зная от чего.
а)                                           б)                                           в)
9. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.
а)                                           б)                                           в)
10. Мне трудно поддерживать разговор с человеком, с которым я только недавно познакомился.
а)                                           б)                                           в)
11. В различных публичных ситуациях я испытываю волнение, похожее на то, которое испытывает человек перед выходом на сцену.
а)                                           б)                                           в)
12. У меня, безусловно, меньше друзей, чем у большинства людей.
а) нет                        б) не знаю                            в) да
13. Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком.
а)                                           б)                                           в)
14. Я постоянно чем-нибудь тревожусь.
а)                                           б)                                           в)
15. Случалось, что я остро ненавидел свое поведение в той или иной ситуации.
а)                                           б)                                           в)
16. У меня достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное.
а)                                           б)                                           в)
17. Я бываю робким.
а)                                           б)                                           в)
18. В глубине души я считаю себя слишком стеснительным и застенчивым человеком.
а)                                           б)                                           в)
19. Думаю, я бываю скромным.
а)                                           б)                                           в)
20. Мне определенно не хватает уверенности в себе.
а)                                           б)                                           в)
21. Даже находясь в обществе, я чувствую себя одиноко.
а)                                           б)                                           в)
22. Бывает, у меня возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного.
а)                                           б)                                           в)
23. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и по большей части предоставляю говорить другим.
а)                                           б)                                           в)
24. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват, я все же чувствую себя немного виноватым.
а)                                           б)                                           в)
25. Мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение.
а)                                           б)                                           в)

Ключ к опроснику.

Присвоить 2 балла за ответы категории «а»;
Присвоить 1 балл за каждый ответ категории «б»;
Присвоить по 0 баллов за ответы категории «в».

Но на вопросы 7, 13 и 16

 
Присвоить 2 балла за ответы категории «в»;
Присвоить 1 балл за каждый ответ категории «б»;
Присвоить по 0 баллов за ответы категории «а».

Тестовые нормы.
До 15 баллов – высокий уровень застенчивости;
До 30 баллов – средний уровень застенчивости;
До 50 баллов – низкий уровень выраженности застенчивости.